Знакомьтесь, Чулпан Каюмова из Артинского ГО, лауреат премии Губернатора Свердловской области 2023 года, победитель регионального этапа олимпиады школьников по татарскому языку и литературе 2024 года.
Организатором олимпиады выступает Региональный центр детско-юношеского туризма и краеведения Свердловской области, структурное подразделение Дворца молодёжи.
В интервью Чулпан рассказала о своем интересе к татарской филологии и о том, почему так важно изучать родные языки.
– ЧУЛПАН, КАК ДАВНО ТЫ УЧАСТВУЕШЬ В ОЛИМПИАДЕ И ПОЧЕМУ?– Я люблю родной язык, литературу и культуру, мне это очень интересно. Участвую в олимпиаде по татарскому языку и литературе уже три года, с 7 класса. С каждым годом задания в олимпиаде меняются соответственно классу, в который я перехожу, поэтому мне хочется проверить свои знания и узнать что-то новое. Дважды я проходила в международный этап. В 2022 году заняла I место в международном этапе олимпиады, который проходил в Казани.
– КАКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОСТАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭТАПЕ И ПОЕЗДКИ В КАЗАНЬ?– Это был интересный опыт. Задания в международном этапе более сложные, для их выполнения дается 4 часа, в региональном этапе – всего два. Поэтому интересно испытать себя и в таком формате. Впервые в Казань я приехала, чтобы принять участие в олимпиаде. Очень хорошие остались впечатления и воспоминания. Казань – красивый город, у нас была очень интересная экскурсия.
– ЗА УСПЕХИ НА ОЛИМПИАДАХ ТЫ ПОЛУЧИЛА ПРЕМИЮ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. СКАЖИ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕБЯ?– Очень приятно, что все наши старания не напрасны, и наши знания оценили и поощрили. Я получила премию «за выдающиеся способности в интеллектуальной и социально значимой деятельности» и денежное вознаграждение – 30 тысяч рублей. Деньги отложила, пока коплю на что-нибудь полезное.
– РАССКАЖИ, КАК ТЫ ГОТОВИШЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ И КАКИЕ ЗНАНИЯ НУЖНЫ, ЧТОБЫ УСПЕШНО СПРАВИТЬСЯ С ЗАДАНИЯМИ?– Мой папа – учитель татарского языка и литературы. Дома мы с семьей в основном разговариваем на татарском. Дополнительно много сама занимаюсь и читаю, веду тетрадь, в которую записываю произведения татарских писателей и жанры, в которых они работали. Учу термины. В олимпиаде есть задания на знание фразеологизмов и пословиц, например. Также нужно писать сочинение. Темы могут быть самые разные: о национальной еде и традициях или жизненных впечатлениях, семье, путешествиях. Главное – подготовка. Достаточно заниматься хотя бы по часу в день.
– У ТЕБЯ ЕСТЬ ЛЮБИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ?– Да, есть. Например, сказка Габдуллы Тукая «Шурале» (татарский леший), сказка «Су анасы» (татарская водяная), стихотворение «Родной язык» тоже Г. Тукая. У Амирхана Еники есть рассказы «Невысказанное завещание» и «Красота», которые мне тоже очень нравятся.
– КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, НАСКОЛЬКО ВАЖНО ИЗУЧАТЬ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ?– Очень важно! Человек не может любить другой язык, если не будет знать и любить свой. Это уважение к культуре и истории родного края. Знать на один язык больше – только на пользу!
Источник: https://dm-centre.ru/